Александр Гарнаев

Подлинные причины любого происшествия в небе следует всегда искать на земле. Это прописная истина, знакомая любому пилоту. И после ужасной трагедии, случившейся в феврале этого года, унесшей жизни 71 человека, разговоры о кадровых проблемах в отечественной гражданской авиации начали звучать с особенной силой. Так, по мнению большинства экспертов именно ошибки экипажа, человеческий фактор стали причинами катастрофы Ан-148.

Последующие проверки на местах, приведшие к отзыву сотен летных свидетельств, высветили множество злободневных проблем. Причем проблем, касающихся не только мелких региональных компаний, а таких монстров, как «Аэрофлот» и подобных ему. Положение дел в гражданской авиации таково, что нарушения авиационных правил, от соблюдения которых зависят сотни человеческих жизней, стали повседневной нормой. Представители авиакомпаний, и Ространснадзора, Росавиации уже давно привыкли закрывать глаза на шокирующие, даже простого обывателя, нарушения техники безопасности, правил аттестации и проверки пилотов.

Но статистика, пусть даже самая страшная и пугающая, и голые цифры звучат отвлеченно и абстрактно, поэтому сегодня давайте посмотрим на отдельно взятый пример. Как вы представляете себе пилота самой крупной авиакомпании страны? Командира воздушного судна авиалайнера А330, вмещающего более трех сотен пассажиров. Человека, чей голос вы слышите каждый раз перед взлетом самолета? Можете ли представить себе за штурвалом самолета психически неуравновешенного человека, алкоголика и шизофреника, склонного к самоубийству? Сюжет для фильма ужасов? – спросите вы. Нет, это наша современна реальность.

Представляем вашему вниманию – Александр Гарнаев – КВС «Аэрофлот», пилот дальнемагистрального лайнера Airbus А330. Человек состоящий в учете в психиатрическом диспансере, совершавший попытки самоубийства и хронический алкоголик, имеющий массу проблем со здоровьем. Все эти факты имеют документарное подтверждение, но полностью игнорируются руководством Аэрофлота, представителями врачебно-летной экспертной комиссии и транспортной прокуратурой.

Однако ни руководству Аэрофлота, ни врачебно-летной экспертной комиссии, выдающей заключение о годности к летной работе, до этого совершенно нет дела. Как же так? – воскликнете вы – наверно все эти факты были выявлены в ходе служебного расследования или внутренней проверки? Не может же «лучший перевозчик Восточной Европы» допустить такое. Вполне может. А обстоятельства дела вскрылись при довольно интересных обстоятельствах.

Как-то раз, Гарнаев Александр Юрьевич, помимо своих прочих «заслуг», решил проявить свои навыки и на криминальном поприще, похитив у своего товарища и коллеги сумму в размере 200 тысяч долларов. По этому факту было возбуждено уголовное дело (статья 159, часть 3). В результате длительных разбирательств, в ходе которых Гарнаев, то внезапно болел перед очередным заседанием, то его принудительно госпитализировали в результате алкогольного припадка, Прокуратура Москвы вынесла обвинительное заключение.

К счастью, для Александра Гарнаева, следствие длилось долго. Подсудимый игнорировал повестки в суд, предъявлял медицинские справки, ходатайствовал о переносе слушаний и всячески затягивал разбирательство по существу. В итоге, дело перекрутилось само собой ввиду превышения срока давности. Было закрыто по не реабилитирующим основаниям, что де-факто означало признание вины.